история "козы"

вы никогда не интересовались историей этого жеста? вот мне стало интересно — и вот, что я нарыл.


«Тяжелая» музыка, именуемая сперва Hard Rock, а впоследствии переменившая кучу названий и стилистических тонкостей, существует на сцене уже более 30 лет. Срок достаточно большой, и как любое событие, уже ставшее прошлым и частью истории, музыка эта и все ей сопутствующее стало обрастать легендами и мифами. Впрочем, эта музыка, являясь лишь частью определенной субкультуры, зачастую наиболее ярким образом проявлялась не только в музыкальном творчестве, но и в символах и атрибутах этой субкультуры. Одни представители старались перещеголять конкурентов своими вычурными нарядами и прическами, другие принялись вовсю расписывать свои физиономии, но проявляли в этом творческом занятии столь скудную фантазию (пропорциональную тому малому количеству мозгов, которых им отпустила природа), что стали они совершенно похожими не только своим жужжанием и верещанием, но и внешностью.
Одним же из главных символом тяжелой музыки, несомненно, была и является та самая пресловутая «коза», принятая на вооружение, справедливости ради отметим, не только металлистами, но также «братками», лицами, под них мимикрирующими, а также всякими безродными почитателями представителей «русского рока». Одним словом, жест перестал быть символом тяжелой музыки и очень легко и накрепко прижился среди самых широких слоев населения. И надо отметить, что история его появления отнюдь не окутана тайной или мраком. Предание гласит, что никто иной как Ronnie James Dio осенил сим перстованием своих почитателей и благословил их на всякое богохульство. Не далее как на обложке его первого сольного альбома 1983 года Holy Diver огнеглазый враг рода человеческого, закидывая, вместо червячка на спиннинге, служителя культа в пену волн, сопровождал сию водную процедуру именно этим жестом.
Но мы сейчас попытаемся доказать, что врет нам эта легенда, и что товарищ Дио, в лучшем случае, лишь реанимировал и приспособил, исходя из своих эгоистических побуждений, этот жест.
Одним из наиболее ярким доказательств моей правоты служат изображения на нескольких серебряных блюдах из Эрмитажа. Блюда эти изображают персидских шахов или наследных принцев династии сасанидов на охоте. А так как персы были издревле прекрасными лучниками, то и охотятся они верхом на конях и с луками. Но при более пристальном и внимательном взгляде любой из вас может убедиться, что пальцы правой руки (тянущей тетиву и ее отпускающей) сложены в странный жест — указательный палец и мизинец оттопырены, в то время как остальные три (большой, средний и безымянный) собраны вместе. Не будем углубляться в дебри искусства стрельбы из лука, но отметим только лишь, что изображенный на персидских блюдах способ выглядит крайне неудобным и маловероятным.
Тогда зачем стрелок из лука держит таким странным образом пальцы, если они в такой комбинации непригодны для стрельбы? Ответ довольно прост. Вовсе не обязательно ходить в церковь, чтобы знать: любое религиозный обряд почитания божества заключен в определенных словесных формулах (молитвах, песнопениях) и определенной жестикуляции, сопровождающей моление.
Но почему все-таки такая комбинация? Современные хироманты утверждают, что указательный палец находится в ведении Юпитера, средний — Сатурна, безымянный — Солнца, с которым позднее был отождествлен греческий Аполлон, а мизинец — Меркурия, как проводника душ мертвых. Таким образом, оттопыривая свой указательный палец и мизинец, человек как бы желал себе добра (от Юпитера, подателя всяческих благ и отвратителя зла) и одновременно насылал на врага (или дичь) порчу (указывая на него Меркурию, и приглашая забрать душу врага в Преисподнюю). Позднее этот жест стал призывом к рогатому богу ведьм с его счастливым правым рогом и несчастливым левым, символизирующим власть над добром и злом.
Но какая связь между Аполлоном и средневековым Дьяволом (кроме греческих прозвищ обоих)? А связь между тем самая что ни на есть прямая и прошедшая через века красной нитью. Те же греки отказывались признавать за лучниками мужество, считая тактикой трусов обстреливать издалека и не сходиться для рукопашной. От них такое бестолковое отношение переняли и римляне. Затем германцы, племена которых в основном были лесными жителями. Таким образом, в Европе сложилась определенная традиция отношения к луку и искусству стрельбы из него. Причин тут много, от особенностей зрения (фокуса) у жителей лесов, гор или городских кварталов и степняков, до чисто культурных и военных традиций. Неудивительно, что представители земледельческих общин, глядя на мастерство кочевников, считали, что так искусно стрелять из лука можно лишь при непосредственной помощи потусторонних сил, а раз враги хорошие лучники, значит они транссексуальные сатанисты. Наиболее же яркое и законченное отношение европейской культуры к лучникам проявилось в печально известном трактате «Молот Ведьм». Часть вторая сего творения, глава XVI, гласит: «О трех видах колдовства, свойственного мужчинам, разбираемых в трех разделах и в последнем из них — о стрелках из лука». Надо сразу оговориться, что раздел о лучниках не только отдельно анонсируется, но он и самый объемный. Я не стану пересказывать содержание главы, все и так понятно — чтобы метко стрелять, лучники вступают в сговор с дьяволом, и для закрепления контракта упражняются в стрельбе по мишеням, как-то: иконам, распятиям и другим предметам культа.
Итак, поколение за поколением накладывалось негативное отношение к луку и к целым народам, его использующим, тем более отвратительным, что они резко отличались от европейского образа жизни и культуры. Все это в воспаленном воображении любителей укрощения и умерщвления плоти, несомненно, свидетельствовало о прямой связи лука, лучников и персонажа, широко известного под вполне светлым прозвищем — Люцифер. Естественно, что жест, использовавшийся лучниками в молитве ради удачного выстрела, был расценен как явное дьяволопоклонство. Довершает эту связь и использование рогов. Козлиная внешность христианского дьявола восходит еще к доисторическим временам, но со временем божество в виде козла (или козлоногое) оставалось почитаться лишь в глухих деревнях крестьянами, чуждыми всяким религиозным нововведениям. Кроме того, рога, обычно диких козловидных, использовались при изготовлении роговых накладок на луки, для придания большей силы выстрелу. Все это само собой укладывалось в христианскую логику как явно выраженное покровительство прохиндея Вельзевула лучникам.
Однако, справедливости ради, надо отметить, что этот жест не всегда был связан непосредственно с войной и убийством на войне. Мы встречаем его и на стенной росписи «Гробницы леопардов» в этрусских Тарквиниях. На сцене ритуального танца, танцующая дама салютует «козой». Здесь, несомненно, предназначение пальцев следующее: указательный, взывающий к Юпитеру, должен оберегать от зла, а мизинец призывая Меркурия, указывает на связь с погребальным ритуалом. Следует отметить, что данная «коза» больше похожа не на ту, которую «изобрел» Дио, а на жест в исполнении другого не менее известного семита бас-гитариста, «певца и композитора», Джина Симмонса. Тот оттопыривал сразу 3 пальца: указательный, мизинец и большой. «И это, — пользуясь терминологией одного меченного товарища, — правильно», особенно если учесть содержание 99% песен коллектива KISS. Большой палец не что иное как — фаллос, половой член, так сказать. Таким образом добавленным в сцену погребального танца, он выражает надежду на воскресение.
Лично я не знаю, что стукнуло в голову истинным индо-германцам (написать «арийцам» не рискнул, чтобы не беспокоить попусту поклонников одноименного ВИА), и их вождю-макароннику Джузеппе ДеМайо, но тот категорично отказался изображать «козу» и выдумал свой собственный жест — sign of the hammer. Правда, напрочь одуревшая от наскоро выхлебанной перед шоу водки, публика на московском концерте упорно тыкала из партера «козой», что повергло непутевого сына бруклинского мента-робокопа в неописуемый гнев. Так что будьте грамотны и политкорректны, друзья мои и, особенно, подруги. Боюсь, что спать не будут многие, но и другой, излюбленный жест нашей публики, перекочевавший в Россию при посредничестве боевиков и прочей западной шоу-продукции, тот самый «fuck», который с такой смачностью теперь демонстрируют друг другу чуть ли не в детских садах, имеет не менее почтенный возраст, чем рассмотренная нами «коза». Судите сами, отец всех панков и философ по совместительству, Диоген на просьбу приезжих показать им оратора Демосфена, демонстрировал им оттопыренный средний палец, собирая остальные 4 вместе.
Да и сама тяжелая музыка имеет не только прямые параллели, но и выросла из первобытного обычая громыхать как можно громче. Смысл? Отпугнуть злых духов, а то и самое смерть. Стуча оружием по щитам, в древности сходились на бой греки и римляне, а парфяне использовали огромные литавры, барабаня в которые подавляли волю к сопротивлению у врага. Древнейший свод магических заклинаний «Атхарваведа» содержит гимн к боевому барабану с призывом околдовать врага, лишить его разума и воли, перебить ему кости своих громыханием.

copy-paste from http://www.totalmetal.net/archive/56.htm

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*


Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписаться без комментирования.