Турбокомпрессор — деталь автомобиля, являющаяся загадкой для большинства людей, мало знающих об автомобильной начинке. И дело тут не в невежестве, необразованности или отсутствии водительских прав. Просто само слово «турбо» нередко вводит в ступор — что оно вообще означает? Турбокомпрессор увеличивает мощность двигателя. Делает он это за счет больших объемов воздуха, которые подает в цилиндры.
Все проще, чем кажется: в силовой агрегат автомобиля попадает топливовоздушная смесь, сгорает, и исчезает через выхлопную трубу. Крыльчатка на входе выпускного коллектора соединена с крыльчаткой на впускном коллекторе. Выходя из мотора, выхлопные газы раскручивают крыльчатку выпускного коллектора, а та запускает в движение аналогичную деталь впускного коллектора. В автомобильный двигатель поступает больше воздуха и топлива. Последнего при этом сгорает больше, и мощность двигателя увеличивается. Без большого объема воздуха, который поставляет турбокомпрессор, данный процесс был бы невозможным.
Турбокомпрессоры отличаются большим набором технических характеристик. Так, например, ТКР 11 238 НБ, устанавливаемый на двигатели мощных сельскохозяйственных тракторов-тягачей, больших грузовиков типа КАМАЗа или МАЗа, не подойдет для установки на легковушку. Вес одного такого турбокомпрессора достигает почти 30 кг, а частота вращения вала ротора равна 60 000 оборотов в минуту. Температура газа при входе в турбину при этом поднимается до +650 градусов Цельсия.
Прибавка в мощности двигателей больших транспортных средств при этом более чем существенная. Хотя чаще всего тема турбокомпрессоров озвучивается, когда речь идет о мощных спорткарах и гоночных автомобилях, такой агрегат, как, например, ТКР 11Н 3 предназначен для установки в тракторы и другую технику, которой требуется большая сила тяги. Особенно там, где необходимо большое число оборотов при низкой скорости движения.
Крыльчатка турбокомпрессора способна развивать около 200 000 оборотов в минуту. Из-за этого, если резко зажать педаль газа, может потребоваться время до того момента, пока воздух начнет поступать в двигатель. Длится это не более нескольких секунд, но немного раздражает. Этот эффект весьма распространен и получил имя «турбо-яма». Он решается установкой двух перепускных клапанов, что и начали повально делать производители турбокомпрессоров в последнее время.
Отправить ответ