Тормозная система транспортного средства преобразует энергию движения в тепло для снижения скорости или полной остановки. Безопасность движения зависит от качества используемой тормозной жидкости, её состояния и уровня в системе.
Характеристики
Основные характеристики жидкостей, применяемых в тормозных системах:
- температура закипания;
- температура застывания;
- гигроскопичность;
- безопасность для резиновых деталей автомобиля;
- защита металлов от коррозии;
- смазывание трущихся деталей.
В экстремальных ситуациях при достижении тормозной жидкостью температуры закипания в ней появляются пузырьки воздуха, приводящие к паровой блокировке тормозов. Чем выше температура закипания, тем эффективнее и надёжнее работа тормозной системы.
Низкая температура застывания даже в сильные морозы позволяет сохраняться рабочей вязкости тормозной жидкости.
Жидкость, используемая в тормозной системе автомобиля, должна обладать малой гигроскопичностью, так как накопление влаги в тормозной жидкости является причиной уменьшения её температуры закипания и снижает эффективность работы тормозов.
Состав
Тормозные жидкости изготавливаются из базовой основы и небольшого количества добавок. По типу базовой основы выделяют бутиловые, гликолевые и силиконовые жидкости.
Бутиловые жидкости в настоящее время почти не используются (кроме автомобилей старых выпусков с большим пробегом). Они обладают хорошими смазывающими свойствами, не разрушают резиновые детали, однако имеют малый температурный диапазон работы (от -20 до +115-120 °С).
Гликолевые жидкости наиболее распространены, характеризуются высокой температурой закипания (+230…+260 °С) и низкой температурой застывания (до -40 °С), но для них присуща высокая гигроскопичность, замена необходима раз в 1-2 года. Причем не имеет значения, используется авто как машина выходного дня, или же это такси в Москве — со временем жидкость теряет свои свойства. Гликолевая жидкость имеет светло-коричневый или жёлтый цвет, может быть и бесцветной.
У силиконовых тормозных жидкостей рабочий диапазон температур изменяется от -40 до +260 °С. Жидкости этого типа имеют красный цвет, не гигроскопичны и не нуждаются в замене на протяжении 5 лет, но дорогостоящи и предназначены в основном для использования в спортивных и мощных автомобилях.
Классификация по DOT применяется к гликолевым тормозным жидкостям (кроме DOT 5, изготовленной на основе из силикона). «DOT» — это «Department of Transport», а цифра обозначает класс допуска.
К примеру, у DOT 3 температура закипания около +235 °С, температура застывания – -40 °С, эта жидкость негативно влияет на покрытие автомобиля, в замене нуждается раз в 1-2 года, а жидкость DOT 5 обладает большим температурным диапазоном работы, не вредит покрытию кузова, замена жидкости может быть проведена раз в 5 лет.
Смешивать тормозные жидкости, изготовленные на различных основах, запрещено, а изготовленные на одной основе, но от разных производителей, также не рекомендуется.
Следите за уровнем и состоянием тормозной жидкости в бачке. В ней не должны быть заметны примеси и осадок. Если тормозная жидкость прозрачная, значит, пока ещё рано её менять.
Не экономьте на покупке хорошей тормозной жидкости, обладающей качественной упаковкой и информационной этикеткой, с пломбой под крышкой. Перед заменой жидкости в тормозной системе следует ознакомиться с рекомендациями производителя автомобиля по типу тормозной жидкости.
Отправить ответ