Сцепление — это механизм, который обеспечивает нормальную работу автомобиля. Принцип его работы хотя бы в общих чертах известен каждому водителю. В тот момент, когда соответствующая педаль нажимается, усилие нажатия через механическую систему передается выжимному подшипнику. А он, в свою очередь, передает это усилие на корзину сцепления, и ее пружинный механизм размыкает контакт этой корзины с маховиком.
Полностью работоспособная система выполняет важную функцию — обеспечивает взаимодействие двигателя автомобиля и его коробки передач. Благодаря этому взаимодействию сцепление плавно, но эффективно передает энергию, которую создает двигатель на колеса. В результате элементы трансмиссии защищаются от перегрузок, скорость автомобиля соответствует оборотам коленвала, а при смене передачи крутящий момент от двигателя не передается на коробку передач.
Учитывая важность данного узла, полезно знать средние сроки его службы. Однако более-менее точные цифры здесь назвать сложно, потому что есть несколько конструкций этого механизма. И длительность работы двухдискового сцепления будет отличаться от сроков службы однодискового, а сроки замены мокрого сцепления не будут совпадать с заменой сухого.
Но даже одинаковые конструкции будут исправно работать разное время, потому что сделаны разными производителями и по надежности отличаются друг от друга.
На практике опытные водители выработали правило, по которому сцепление выхаживает примерно 100-150 тыс. км с поправкой на стиль вождения»: «Аккуратный водитель будет менять механизм чаще, а агрессивный стиль изнашивает ресурс быстрее».
Три водительских ошибки
Неопытные или невнимательные водители могут совершить три ошибки, приводящие к износу сцепление:
- Характерная ошибка начинающих — это постоянный выжим, из-за которого выжимной подшипник работает постоянно и из строя выходит быстрее;
- Резкий старт, а также плавный старт на высоких оборотах двигателя;
- Неполное отпускание педали, из-за чего возникает пробуксовка, и узел изнашивается быстрее.
Признаки неисправности
Есть десять проверенных признаков, указывающих на критичный износ сцепления:
- Рост оборотов двигателя не приводит к соответствующему росту скорости его движения, и ярче всего это заметно при движении «под горку». Обычно эта проблема говорит о том, что диски сцепления пробуксовывают;
- При пробуксовке дисков они нагреваются, фрикционные накладки под влиянием высокой температуры обгорают, и появляется легко узнаваемый характерный запах;
- Расход топлива растет, но при этом мощность падает и могут появляться посторонние шумы;
- На старте педаль опускается плавно, но появляются рывки;
- Включение сцепления сопровождается вибрацией;
- Нажатая педаль не возвращается в изначальное положение, что часто появляется, если обрывается трос, цилиндры неисправны или привод сцепления сломан;
- Работа выжимного подшипника сопровождается гулом или даже скрежетом, пропадающим, если сцепление отпускают;
- Педаль идет или слишком туго, или слишком свободно;
- Передача включена, но после отпускания педали сцепления машина не трогается с места.
Если появляется какой-то из этих признаков, то возникает необходимость заменить сцепление, опираясь на инструкции производителя конкретной модели авто, а также на рекомендации профессионалов.
При этом надо учесть три важных момента.
Советы тому, кто собирается менять сцепление
Главное правило разумного водителя, который хотел бы менять сцепление как можно реже, заключается в следующем. Выработка аккуратного стиля вождения, который бережно и грамотно эксплуатирует все механизмы автомобиля и учитывает его особенности. Такой подход к вождению позволяет значительно увеличить срок службы всех систем машины, и менять их придется значительно реже.
Но если уж дошло до ремонта, то полезно знать, что полная замена сцепления оказывается более выгодной, чем отдельной его части, потому что:
- Все элементы в сборке обойдутся примерно на 20% дешевле, чем тот же набор, приобретенный по отдельным деталям;
- Даже если теоретически одни элементов данного узла изнашиваются медленнее, чем другие, на практике нет никакой реальной гарантии, что эти самые долговечные элементы не выйдут из строя сразу же после замены поломанных деталей. Наоборот, опыт водителей показывает, что именно так обычно и происходит. И попытка сэкономить на приобретении отдельного элемента вместо всего сцепления в сборке обычно заканчивается излишне высокими расходами на работу мастера;
- Нет никакой гарантии, что приобретенную отдельно часть сцепления изготовил тот же производитель, что и уже установленное. И в ходе последующей работы в износе отдельных элементов появится значительный дисбаланс, сводящий попытку сэкономить на нет.
И, наконец, если водитель не намерен заниматься заменой сцепления сам и планирует передать эту работу мастеру, то выбирать автосервис нужно с пониманием. Тот, кто объявляет себя профессионалом, далеко не всегда им является в действительности. Поэтому ориентироваться лучше не на их саморекламу, а на отзывы тех, кому вы доверяете.