Автомобили уже давно оснащены системами кондиционирования воздуха, но они по-прежнему вызывают вопросы у потребителей. Одним из основных является — должны ли они использоваться зимой и можно ли нормально работать в аналогичных условиях?
Помимо повышения температуры в салоне летом, кондиционер также сушит воздух. Это помогает эффективно бороться с запотеванием стекла в течение всего года, даже в холодную погоду. Однако есть еще одна особенность — в зависимости от температуры в автомобиле, система может запретить запуск компрессора кондиционера. В этом случае законы физики и защитные функции электроники вступают в противоречие.
Как работает кондиционер?
Работа кондиционера, включая стандартный холодильник, основана на переходе газа-хладагента, циркулирующего в системе, из газообразного в жидкое состояние (этот газ называется фреоном, но в современных системах это другой тип фреона по сравнению с старый ХФУ-11, разрушивший озоновый слой). Именно эти изменения в агрегатном состоянии производят большое количество тепла.
Схема системы кондиционирования с расширительным клапаном: 1 — компрессор, 2 — радиатор, 3 — выброс тепла в атмосферу, 4 — осушитель, 5 — расширительный клапан, 6 — тепло из салона, 7 — испаритель.
Фреон поступает в радиатор в салон (испаритель) в жидком состоянии и при низкой температуре. Через сети теплообменника он активно поглощает тепло из воздуха, сушит его и после нагревания превращается в газ. Во внешнем радиаторе системы (конденсаторе) он активно выделяет энергию в окружающую среду и снова становится жидким.
Большая проблема здесь заключается в том, что жидкий фреон попадает в компрессор кондиционера (на фото), что приводит к смертельному повреждению. Нечто подобное происходит, когда вода поступает в двигатель внутреннего сгорания стандартных автомобилей. Поэтому полное испарение охлаждающего газа является наиболее важным элементом работоспособности компрессора, который обеспечивает циркуляцию в системе. Для этого есть датчики, которые автоматически отключают кондиционер, если существует риск попадания жидкости в систему. В некоторых случаях они могут даже заблокировать его переподключение.
Какие проблемы в холодную погоду?
В настоящее время большинство автомобильных кондиционеров используют фреон R134a. При нормальных условиях он начинает кипеть при минус 26 ° С. Однако в системе кондиционирования она находится под давлением. Соответственно, температура кипения уже выше — 0 ° С. Именно в этом случае вполне возможно перенести газообразное состояние фреона в испаритель. Зимой это может быть проблемой, поскольку воздух в кабине недостаточно теплый, чтобы превратить фреон в газ. Эти процессы контролируются датчиком температуры окружающей среды и дополнительным датчиком кондиционирования воздуха, расположенным в кабине. Следовательно, при определенных условиях электронная система может отказаться активировать систему кондиционирования автомобиля.
Другой датчик контролирует давление в системе. Если давление слишком низкое или слишком высокое, это предотвращает запуск компрессора во избежание повреждения компрессора. Это сделано для предотвращения включения системы, если в ней недостаточно фреона. Особенно важно в этом случае то, что давление фреона через компрессор составляет 3 бар, а после этого — около 14 бар. После остановки кондиционера эти показатели нивелируются. При 20 ° C давление после компрессора составляет около 5-6 бар, а при 0 ° C оно падает до 2 бар. В некоторых моделях этого достаточно для предотвращения запуска системы компрессором.
В зависимости от конкретной модели датчики давления и температуры имеют разные приоритеты. Например, во многих автомобилях блок климат-контроля ориентируется в соответствии с показаниями датчика температуры. Если автомобиль въезжает в отапливаемый гараж в холодную погоду, электронное управление системой требует времени, чтобы «привыкнуть» к новым условиям и запустить компрессор.
Датчик температуры чаще всего крепится к радиатору охлаждения двигателя — в нижней части его решетки радиатора. Летом, особенно в пробках, он может увеличить показания, если он находится слишком близко к кондиционеру, а зимой существует риск ливня, если вокруг него снег.
Какой вывод?
Главный вывод из всего этого заключается в том, что кондиционер можно безопасно использовать зимой. Единственный вопрос — «одобрит» ли электронная система управления ее использование? В некоторых моделях компрессор кондиционера может быть включен даже при отрицательных температурах, но есть другие, где он не работает, если температура падает ниже 3°C. Все здесь зависит от программного обеспечения и дизайна системы в отдельных автомобилях.
В общем, эксперты рекомендуют периодически включать систему кондиционирования зимой, чтобы снизить риск коррозии металлической пластины, которая действует как сцепление при запуске компрессора. Сам кондиционер довольно надежный, использует показания нескольких датчиков и имеет несколько различных алгоритмов, которые служат страховкой. Однако, если жидкий фреон попадет в компрессор по какой-либо причине, он умрет, не повредив другие компоненты системы.
Устройство и схема работы кондиционера: http://www.hyundaibook.ru/Getz/…kondicionirovaniya-i-ventilyacii