Проектирование дорожного движения представляет собой совокупность инженерно-расчетных мероприятий с целью разработки проектов новых или отремонтированных трасс, примыканий и съездов, объектов дорожной инфраструктуры, внутренних территорий, а также инженерных коммуникаций, располагающихся в непосредственной близости от автодорог. Проектирование дорог предусматривает проведение мероприятий, направленных на оптимизацию движения автотранспорта и пешеходов, и снижение риска аварийных ситуаций на дороге.
Типы проектов организации дорог
Проект может разрабатываться для организации движения на весь период использования дорожного объекта или на время строительных или ремонтных работ вблизи проезжей части.
В первом случае проект дорожного движения включает в себя весь комплекс организационных и технических средств, которые нужны для управления процессом движения на автодороге. В проектной документации указываются данные об элементах дороги, велодорожках, тротуарах, дорожной разметке, светофорах, дорожных знаках, фонарях и остановочных пунктах общественного транспорта.
Во втором случае проект предусматривает разбивку зоны строительных работ на секторы и составление плана размещения дорожных и предупреждающих знаков, оградительных сооружений, элементов освещения.
Порядок подготовки проекта дороги
Основанием для разработки проекта является техническое задание, в котором указаны цели работы и требования к содержанию материалов. Одновременно с ТЗ проектная организация получает и другие исходные сведения – чертежи инфраструктурных объектов, копии фрагментов топографического плана, схемы движения автотранспорта на участке и т. д.
Затем составляется проект. Текстовая часть содержит анализ сложившейся на участке транспортной ситуации, расчет объемов работ (формирования корыта, прокладки полотна, монтажа брусчатки), а также оценку эффективности предлагаемых мер. Графические материалы отображают схему расположения дорожных объектов (разметки, бордюров, автодорожных знаков). К пакету документов прилагается смета.
Подготовленный проект передается на согласование в инстанции, список которых установлен частями 8 и 9 статьи 18 Федерального закона N 443-ФЗ «Об организации дорожного движения» от 29.12.2017.
При проектировании автодорог общего пользования учитываются предполагаемые эксплуатационные нагрузки на дорожное полотно и региональные климатические условия. Обязательно проводится исследование грунта с целью оценки его несущей способности и оценивается глубина залегания грунтовых вод. Проект должен быть составлен таким образом, чтобы свести к минимуму вред, причиняемый окружающей среде автомобильной дорогой.